Методика ТОМАТИС

Есть сообщения на форуме
Есть сообщения на форуме
Участий в закупках: 0
Сообщения: 5
Пункты репутации: 0
Зарегистрирован: 28 апр 2015 09:49
Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз.

Мобильный Томатис - возможность пройти курс по методике ТОМАТИС (TOMATIS) в комфортной и привычной для ребенка домашней обстановке 2 717 534

Основные правила проведения курса:
1. Диагностика (при невозможности - консультация) проводится в центре.Наличие ЭЭГ, проведенной не более 6 месяцев до начала курса или разрешение от невролога с подписью и печатью. При наличии у ребенка эпи синдрома возможность прохождения методики будет решаться идивидуально, только при наличии всех имеющихся медицинских документов, наличии ЭЭГ или МРТ, заключения невролога (осведомленного об особенностях методики).
2. Первое занятие проводится под контролем диагноста для определения возможности проведения курса занятий в домашних условиях и реакции ребенка на методику.
3. Обязательное составление родителями или законными представителями договора о прохождении курса методики и ежедневное заполнение таблицы суточного состояния ребенка. При резких изменениях в психическом или физическом состоянии ребенка немедленное уведомление диагноста.
4. Приоритет в очереди отдается детям со следующими диагнозами: ДЦП, аутизм или с иными сложными диагнозами, препятствующими прохождению методики в стационарных условиях.
5. Родители или законные представители несут полную материальную ответственность за повреждение ребенком аппаратуры.

Курс может быть прерван по следующим основаниям:
1. При выявлении у ребенка эпи-синдрома, о котором не был поставлен в известность диагност.
2. При нарушении запрета: включение в комнате, где идет занятие, сотовых телефонов, ноутбуков, планшетов, стационарных компьютеров, радиотелефонов, телевизионной техники, установленной и работающей точки wi-fi
3. Ребенок не готов к прослушиванию курса без контроля со стороны диагноста: срывает наушники, кричит, бегает, СДВГ, "полевое" поведение.
4. Родители не выполняют категорические запреты и не контролируют поведение ребенка: разрешают есть во время прослушивания, ребенок бегает, прыгает, срывает наушники.
5. В назначенное время ребенка нет по указанному адресу. При переносе времени занятий или их отмене (перерыве), изменении адреса, за сутки сообщается специалисту для выстраивания графика и маршрута. При несоблюдении данного правила курс не будет продолжен без оплаты времени, потерянном специалистом. При форс мажоре необходимо немедленно уведомить специалиста.
6. Ребенок болен: чихает, кашляет, с температурой.
7. По инициативе родителей без обьяснения причин.

Курс состоит из 10-14 занятий - определяется диагностом.
Время занятий от 30 минут до 2 часов - определяется диагностом.
Стандартное время:
2-3 - года 30 минут.
3-4 года - 1 час.
4-6 лет -1.5 часа.
с 6 лет - 2 часа.

Диагностика возможна только для детей, понимающих обращенную речь и способных выполнить команды диагноста. Неполная диагностика возможна с 3-х лет, полная диагностика с 4-х лет.

Для некоторых детей (исходя из диагноза) сессия может быть построена в особом порядке: 30 минут утром, 30 вечером. День занятий, день пропускаем, день занятий и т.д. Также имеются варианты для особых категорий 2 через 2 или 3 через 3. Какой именно режим построения курса будет применен решается диагностом на консультации. В случае резких изменений в психическом и физическом состоянии применяется дополнительная консультация/диагностика. Первоначально по скайпу/телефону, при необходимости - в центре.

Цикл занятий:
1 курс, перерыв -3 недели- 1.5 месяца до 2 курса.
2 курс - перерыв 2-3 месяца до 3 курса
3 курс- перерыв 3-6 месяцев, до 4 курса.
4 курс - перерыв от 3-6 месяцев до года до 5 и последующих курсов.

Стандартный цикл для получения и закрепления положительного результата - 4 курса (примерно год по времени).

Курс "голос матери" применяется после 4 курса в особых случаях, с учетом противопоказаний, медицинских документов. Без заключения невропатолога и ЭЭГ (не более чем 6-месячной давности) данный курс не применяется.

При несоблюдении сроков перерыва цикл начинается заново с 1 курса.

При прохождении курса на аппаратуре, отличной от используемой или невозможности определения используемой ранее программы (нет письменных документов) цикл начинается заново.

Стоимость: на 25.04.15г.
консультация (при невозможности проведения диагностики) - 700 рублей.
диагностика: 1200 рублей.
диагностика по месту жительства - 3000 рублей
час работы прибора - 600 рублей:
соответственно:
30 минут - 300 рублей
1.5 часа - 900 рублей
2 часа - 1200 рублей.

Максимальный курс: 2 диагностики и 14 дней занятий по 2 часа -19 200. При диагностике и занятиях по месту жительства 27 000.
Минимальный курс: 2 консультации и 14 занятий по 30 минут - 5 600.

Кроме того: при выезде на дом дополнительно 300 рублей за каждое занятие (простой прибора и амортизация транспорта)


Также можно пройти курс по данной методике http://www.tomatis.com/ непосредственно в центре по ул. Молокова 16

8-905-972-03-52, 8-913-556-55-03 или 272-54-60 Оксана Ивановна логопед дефектолог
soi0106@mail.ru ВКонтакте - http://vk.com/kraslogoped, http://vk.com/club57404647





Огромная просьба - пишите в личку, на e-mail или звоните 8 (391) 2 717 534, 8 962 082 48 85. Последний раз редактировалось Томатис 29 апр 2015 10:31, всего редактировалось 1 раз.
Есть сообщения на форуме
Есть сообщения на форуме
Участий в закупках: 0
Сообщения: 5
Пункты репутации: 0
Зарегистрирован: 28 апр 2015 09:49
Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз.

Курс аудиотренировок «Томатис» – это система слуховых тренировок, стимулирующих работу мозга. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощью тренировок по методу «Томатис» происходит перепрограммирование процесса слушания, благодаря которому мыслительные процессы становятся быстрыми и эффективными. Метод «Томатис» может помочь вам и вашему ребенку быстрее достичь поставленной цели, раскрыть новые грани таланта и дать толчок к еще большему развитию.

Одна из первоначальных сфер применения метода «Томатис» – развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. Метод «Томатис» оказывает прямое воздействие на механизмы работы головного мозга, соединяющие действие с восприятием. Поэтому изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов).

Связь музыкальности и речи интересует ученых давно. Известно, что мозг людей с развитой музыкальностью содержит несколько больше клеток, у них также больше размеры левой височной извилины – зон Вернике и Брока. Эта же часть мозга отвечает и за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

Окончательно кора головного мозга формируется после рождения. Это позволяет утверждать, что развитие данного участка мозга в детстве может существенно влиять на формирование свойств всего мозга.

К примеру, ученым из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкально развитых людей чаще, чем у других, работают оба полушария одновременно, а коэффициент интеллекта (IQ) у них в среднем выше.

Метод «Томатис» позволяет воздействовать на необходимый участок мозга, стимулирует работу всего мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации.

Дети, прошедшие «слуховую терапию», демонстрируют существенное увеличение коэффициента умственного развития, хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства.

К тому же метод «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия мозга. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.



Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после постоянного стресса или единичного травматичного события. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Человеческое ухо выполняют функцию «зарядки» коры головного мозга. Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода «Томатис» дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.

Суть процесса: человек надевает наушники, а специалист включает подобранную именно для него музыкальную программу. В течение определенного времени человек наслаждается замечательными композициями Моцарта, Вивальди, слушает Григорианские песнопения. Во время сеанса происходят еле заметные или совсем незаметные для человеческого слуха колебания звука. Они тренируют мышцы уха и мозг, приучая их работать более четко, слаженно и эффективно.

Метод «Томатис» стимулирует работу мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации и заряжает энергией тело.

Люди, прошедшие курс «Томатис», сообщают о положительных психологических изменениях, таких как обретение уверенности в себе, повышение уровня энергии, большая ясность мышления и ощущение благополучия.

Сегодня метод профессора Томатиса используется в более чем 250 центрах во всем мире.

Метод «Томатис» является педагогической программой и не может расцениваться как медицинское лечение или метод постановки медицинского диагноза. Содержание статьи носит информационный характер и не может рассматриваться как медицинское консультирование.

Наиболее важные сферы применения метода ТОМАТИС:

Нарушения речи:
Многие дети в возрасте от 4 до 6 лет страдают от различных нарушений обучаемости. Эти нарушения вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социоэкономическими условиями, и не психоаффективным расстройством. Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период.

К таким нарушениям относятся дислексия (нарушение чтения), дизорфография (неспособность соотнести звуки речи с письмом) и диспраксия (неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений). К нарушениям обучаемости также относят дисфазию (нарушение устной речи) и дискалькулия (неспособность к арифметике и счету).

Эффект метода "ТОМАТИС" основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому метод "ТОМАТИС" может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи. Метод "ТОМАТИС" не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.

Концентрация внимания;
Внимание - это способность человека выбирать важное для него событие или мысль и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию бодрствования или психической активности, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени, даже если эта задача требует минимальных усилий, подразумевает выполнение рутинных или привычных действий (например, проверка написанного или копирование текста). Специфическая направленность внимания - это способность распределять внимание между несолькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания не только очень вредна в когнитивном смысле, но и является источником проблем и даже немалых мучений для ребенка в школьной обстановке.

Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод "ТОМАТИС" также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики "Томатис" основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность восприятия и внимание. Наша задача - помочь мозгу разработать автоматические механизмы распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание.

Психоэмоциональное состояние
Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Метод "ТОМАТИС" действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка - орган среднего уха - выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод "ТОМАТИС" регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод "ТОМАТИС" также эффективно влияет на регуляцию стресса.

Коммуникация Данное направление будет определяющим, т.к. основное направление будущего центра - дети аутентичного спектра и неговорящие дети, все остальное будет побочным, время работы комплекса будет выделяться только в случае отсутствия детей с данными нарушениями.
Глубоко укоренившееся искажение слухового восприятия может даже привести к потере желания слушать, что, в свою очередь, снижает желание общаться. Это происходит по двум причинам: человек, у которого наблюдается такое искажение, страдает от неуверенности в себе, или просто отказывается от попыток установить коммуникацию, что приводит к трудностям в общении.
Как вы помните, умение слышать необязательно является следствием хорошего слуха. Слышание характеризуется искренним стремлением установить коммуникацию и качеством восприятия и интерпретации полученного звукового сообщения. Таким образом, умение слышать зависит не от слуха или чувствительности уха, но от того, насколько эффективно нащ мозг обрабатывает услышанное, то есть от степени использования слуха. Хотя "коммуникативные расстройства" - слишком общее понятие, и трудности с коммуникацией могут быть вызваны различными причинами, установлено, что значительное число проблем коммуникации возникает как следствие известных нарушений функции слуха.
Сложности с коммуникацией могут принимать различные формы. Например, они могут проявляться как неспособность воспринимать звуки окружающей среды, не чувствуя при этом угрозы: некоторые люди, страдающие коммуникативным расстройством, слышат в звуке хлопающей двери, приглушенном шуме в ресторане и даже хорошо знакомых голосах коллег по работе, родителей и друзей угрозу... При некоторых коммуникативных расстройствах человек не может, или может, но лишь отчасти, использовать собственный голос в качестве основного инструмента коммуникации. Это вызвано тем, что он не контролирует различные мелодичные составляющие голоса - интонацию, выразительность, ритм, силу и пр. - поэтому как следствие его голос воспринимается собеседниками как грубый, безэмоциональный, лишенный какой-либо выразительности.

Метод "ТОМАТИС" развивает восприятие и воспроизведение звука, тем самым эффективно воздействуя на коммуникацию.

Психомоторное развитие
Проблемы психомоторного развития - это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов).
Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Наше ухо - это не просто орган чувств, который воспринимает звуки. В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции. Функция вестибулярного аппарата - поддерживать равновесие тела. Метод "ТОМАТИС" воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности. Более того, вестибулярный аппарат вместе с некоторыми другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод "ТОМАТИС" эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.
Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела. Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода "ТОМАТИС".

Личностное развитие
Польза тренировок для поддержания тела в хорошей форме общеизвестна, но мало кто понимает, что для эмоционального здоровья тренировки не менее важны. Сенсорные сигналы стимулируют активность мозга, и, как следствие, мы чувствуем прилив энергии или расслабляемся. Поскольку ухо - важнейший канал получения сенсорных сигналов на теле человека, нетрудно понять, почему оно играет такую важную роль. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Человеческое ухо выполняют функцию "зарядки коры головного мозга". Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Поэтому звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода "ТОМАТИС" дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.

Развитие вокальных данных
Одна из первоначальных сфер применения метода "ТОМАТИС" - развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. По сути, поскольку метод "ТОМАТИС" оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов).
Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.

Подготовка к родам
Точно установлено, что все аффективные и эмоциональные переживания женщины, как положительные, так и отрицательные, передаются ребенку в ее утробе. Поэтому важно, чтобы в течении всего периода этого необычного общения будущая мать находилась в состоянии полного покоя и релаксации. Более того, ребенок в утробе слышит голос матери, который становится для него эмоциональной звуковой первоосновой, чрезвычайно важной для полноценного физического и психического развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы звук материнского голоса казался ребенку приятным.

Изучение языков
В процессе развития ребенок учится выборочно воспринимать и распознавать звуки, соответствующие его языковой среде, и в то же время игнорировать звуки, отсутствующие в фонетике языка его повседневного общения. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. Таким образом, язык - это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Эти ритмические и звуковые элементы образуют звуковой фундамент для овладения другими языковыми элементами (например, лексическими, синтаксическими и семантическими).

Метод "ТОМАТИС"предназначен для того, чтобы предоставить всем желающим изучать иностранный язык возможность естественного овладения этими ритмическими и звуковыми элементами путем эффективной адаптации слухового аппарата к незнакомой ему музыке с целью ее анализа и воспроизведения. Для этого необходимо освободиться от диктата привычных ритмических и фонетических моделей родного языка, нередко отрицательно влияющих на освоение нового языка.

Немного истории:

В середине двадцатого века французский врач-оториноларинголог Альфред Томатис (Alfred Tomatis, http://en.wikipedia.org/wiki/Alfred_A._Tomatis) выдвинул свой знаменитый тезис «чего не слышит ухо, голос воспроизвести не может». Этот тезис, впоследствии подтвержденный и принесший Томатису несколько наград, говорит о том, что, если наше ухо не воспринимает определенные звуковые частоты, например, высокий частотный спектр английского языка, то при помощи голоса мы эти частоты воспроизвести не можем. Необходима специальная тренировка уха, чтобы научиться слышать в широком частотном спектре.

Разрабатывая свое оборудование для тренировки слуха под названием «Электронное ухо», Томатис говорил о тренировке среднего уха и «энергизации» головного мозга высокими звуковыми частотами, например, при помощи музыки Моцарта и грегорианских песнопений. Использование «Электронного уха» подтвердило его эффективность, но не столько в аспекте тренировки «среднего уха», сколько в аспекте нейропластичности, чем и объясняется длительность курса и отсутствие мгновенного эффекта. В качестве аналогичного примера можно привести лондонских таксистов, у которых за несколько месяцев подготовки к экзамену на знание города отмечается развитие участка коры головного мозга, отвечающего за ориентацию в пространстве, или музыкантов с развитой слуховой корой. Метод Томатиса позволяет, не будучи музыкантом, получить подобный эффект и использовать его например при изучении языка или в другой творческой деятельности. Интересно что среди клиентов «Слухового центра» в Торонто, работающего на основе методик Томатиса, много художников, отмечающих, что использование методик Томатиса «стимулирует креативность».

Неотъемлемым компонентом метода Томатиса является использование аудиообратной связи, фактически, фильтрация частот собственного голоса клиента, помимо стимуляции стимуляции коры головного мозга позволяющее улучшить качество голоса, то есть расширить частотный спектр и свободу владения им.


Пьер Солье директор "Моцартовского центра":

Приблизительно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.

Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.

Множество музыкантов, певцов и актеров смогли усовершенствовать собственные профессиональные навыки, используя метод Томатиса. Наконец, многие сообщают о положительных психологических изменениях, таких как обретение уверенности в себе, повышение уровня энергии, большая ясность мышления и ощущение благополучия.

Сегодня метод Томатиса используется в более чем 250 центрах во всем мире. В них работают специалисты в области психологии, медицины, образования, трудотерапии и музыки.

За эти годы, доктор Томатис развивал довольно сложную теорию, которая основана на взаимодействии слухового восприятия с голосом. Этот краткий обзор может только наметить некоторые из основных идей в теории Томатиса. Мы можем только надеяться, что в один прекрасный день его работы будут переведены отечественными специалистами, потому что они объясняют подробно основы метода и принципы его работы. Значительное число научных разработок и практических исследований подтверждают эффективность этого метода (см. ниже). Кроме того, клинические результаты, полученные практикующими врачами, доказывают, что метод Томатиса работает.
Ухо

Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций, которые необходимо рассмотреть. Все они учтены в методе Томатиса. Одна из самых важных функций уха – вестибулярная. Вестибюль, принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря вестибюлю мы способны ориентироваться в окружающем пространстве. Вестибюль – также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации.

Другая часть внутреннего уха – улитка, она выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи. Вестибюль и улитка связаны и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации. Тактильные, зрительные и слуховые сигналы проходят через вестибюль и улитку, но согласно теории Томатиса, функции уха на этом не исчерпываются.
Функция энергии

Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет " заряжающими звуками " и считает, что звуки c низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов, активизируя полукруглые каналы вестибюля. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект можно легко наблюдать у людей, слушающих тяжелую музыку (реп или рок). С другой стороны, произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное воздействие.

Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии " и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше, стремительно развивающееся общество.

СХЕМА КУРСА

ПЛАН КУРСА АУДИОТРЕНИРОВОК - РАЗЛИЧНЫЕ ЭТАПЫ
Предварительная консультация

Вначале вы проходите индивидуальное психопедагогическое обследование, в соответствии с вашей проблемой, а затем - консультацию со специалистом, который занимается этой конкретной проблемой или нарушением (см. профили специалистов в разделе "Свяжитесь с нами").

Квалифицированный специалист также может провести аудиотест с использованием устройства для проверки слуха, разработанного "Томатис". Этот тест помогает проанализировать ваши возможности в процессе слушания и выявить любые возможные нарушения.
Аудиотренировки (пассивная фаза)

Используя специально разработанное устройство, вы слушаете программу, подобранную для вас специалистом. Используя устройство "SOLISTEN", вы можете прослушивать эти программы в нашем центра или в уютной обстановке вашего дома. Поскольку программы стимулируют слуховой аппарат и головной мозг, на протяжении курса занятия повторяются, причем тренировки чередуются с периодами отдыха ("интеграция"), благодаря чему их эффект сохраняется на длительное время и даже навсегда.

Количество и продолжительность занятий зависят от выявленных проблем. Средняя продолжительность занятия - 2 часа. Эта фаза разделена на два периода по 15 дней каждый.
Аудиотренировки (активная фаза)

Специалист-консультант также может предложить вам активные аудиотренировки. В программу активных аудиотренировок входит чтение вслух или повторение речи. В ходе активной аудиотренировки ваш голос проходит мгновенную модификацию, преобразуется в соответствии с параметрами эффекта "ТОМАТИС" и воспроизводится. Вы слышите ваш "исправленный" голос в реальном времени и, как следствие, голос меняется на подсознательном уровне. Это упражнение выполняется несистематично, однако мы настоятельно рекомендуем выполнять его, когда это возможно, но только после завершения курса пассивного слушания.
Итоговое обследование

После завершения курса аудиотренировок вы проходите итоговое обследование, которое позволяет оценить ваш прогресс и определить, нужно ли продолжать занятия. Эффект метода "ТОМАТИС" сохраняется в течение длительного времени или даже навсегда, поэтому нередко в дальнейших занятиях после завершения базового курса нет необходимости (хотя в некоторых случаях, при определенных проблемах, рекомендуется продолжить занятия).
Есть сообщения на форуме
Есть сообщения на форуме
Участий в закупках: 0
Сообщения: 5
Пункты репутации: 0
Зарегистрирован: 28 апр 2015 09:49
Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз.

Приблизительно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.

Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.

Множество музыкантов, певцов и актеров смогли усовершенствовать собственные профессиональные навыки, используя метод Томатиса. Наконец, многие сообщают о положительных психологических изменениях, таких как обретение уверенности в себе, повышение уровня энергии, большая ясность мышления и ощущение благополучия.

Сегодня метод Томатиса используется в более чем 250 центрах во всем мире. В них работают специалисты в области психологии, медицины, образования, трудотерапии и музыки.

За эти годы, доктор Томатис развивал довольно сложную теорию, которая основана на взаимодействии слухового восприятия с голосом. Этот краткий обзор может только наметить некоторые из основных идей в теории Томатиса. Мы можем только надеяться, что в один прекрасный день его работы будут переведены отечественными специалистами, потому что они объясняют подробно основы метода и принципы его работы. Значительное число научных разработок и практических исследований подтверждают эффективность этого метода (см. ниже). Кроме того, клинические результаты, полученные практикующими врачами, доказывают, что метод Томатиса работает.


Ухо

Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций, которые необходимо рассмотреть. Все они учтены в методе Томатиса. Одна из самых важных функций уха – вестибулярная. Вестибюль, принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря вестибюлю мы способны ориентироваться в окружающем пространстве. Вестибюль – также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации.

Другая часть внутреннего уха – улитка, она выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи. Вестибюль и улитка связаны и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации. Тактильные, зрительные и слуховые сигналы проходят через вестибюль и улитку, но согласно теории Томатиса, функции уха на этом не исчерпываются.


Функция энергии

Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет " заряжающими звуками " и считает, что звуки c низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов, активизируя полукруглые каналы вестибюля. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект можно легко наблюдать у людей, слушающих тяжелую музыку (реп или рок). С другой стороны, произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное воздействие.

Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии " и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше, стремительно развивающееся общество.


Функция слушания

Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Томатис проводит четкую грань между слушанием и слышанием.

Слышание – пассивный процесс; слушание – активный и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо или концентрировать свое внимание. Их проблема – неспособность слушать. В результате, они не могут сконцентрироваться и имеют трудности с чтением. Если вы хотите узнать, имеете ли вы или ваш ребенок проблемы со слушанием, смотрите превосходный контрольный список Пауля Мадаул в конце этой статьи.

Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровывать ненужную информацию. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы можем не обращать внимания на различные раздражители, исходящие из внешней среды или непосредственно от нас; это позволяет нам сосредоточивать свое внимание и концентрироваться, не испытывая чувства растерянности или беспомощности перед наплывом огромного количества информации. Мы можем сортировать и организовывать эту информацию, определяя её значимость, не испытывая при этом чувства перегруженности. С другой стороны, когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учебе, в общении и в социальных навыках.

«Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды». (Цитируется: Paul Madaule, L.P. and Valerie Dejean, O.T., «The Listening Function»)


Доминирующее ухо

К удивлению многих, все мы имеем доминирующее ухо, причём у одних доминирует правое, у других – левое ухо. Те, у кого доминирует правое ухо, способны улавливать и обрабатывать слуховую информацию быстрее, чем люди с доминирующим левым ухом. Поэтому «правши» способны лучше управлять параметрами собственного голоса и речи: интенсивностью, частотой, тембром, ритмом и потоком предложений. Программа Томатиса позволяет клиентам обучиться использовать свое правое ухо более эффективно, с целью обретения лучшего контроля над голосом. В различных жизненных ситуациях это помогает сохранять самообладание и уверенность в себе.

Несколько независимых исследователей, оценивая результаты воздействия метода Томатиса на заик (Badenhorst, 1975), заключили, что «индивидуумы с доминирующим правым ухом продемонстрировали превосходную способность к спонтанному и адекватному эмоциональному реагированию на различные стимулы. Как правило, „правши“, являлись более открытыми и более отзывчивыми натурами, имевшими меньшую склонность к беспокойству, напряженности, расстройству и агрессии. Эти результаты полностью соответствовали предсказаниям теории Томатиса». (Цитируется: Van Jaarsveld and Duplessis, S. Afr. J. Psychology, 1988, 18 (4)).


Взаимосвязь уха и голоса

Говоря о функции уха, нельзя не вспомнить о голосе: они связаны между собой необычным образом. На основе накопленных экспериментальных данных, Томатис в 1953 году представил доклад во Французскую академию наук, в котором устанавливается следующий закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».

Как следствие, улучшение слуха приводит к изменению голоса. Это явление можно наблюдать у певцов, имеющих проблемы с голосом. Во многих случаях причиной голосовых проблем являются проблемы со слухом, поскольку ухо не способно проконтролировать точность звука, чтобы воспроизвести его. Это приводит к тому, что многие певцы начинают «выдавливать» из себя звуки вместо того, чтобы попробовать преодолеть эту трудность. Как только решаются проблемы со слухом, голос восстанавливает свой полный потенциал. Не удивительно, что многие известные певцы, к примеру, Мария Каллас, консультировались в центре Томатиса.

Дети с плохим слухом часто имеют проблемы с обучением и обладают монотонными, плоскими, а иногда и резкими голосами. Резкий голос, например, указывает на неспособность анализировать высокие созвучия и на доминирование левого уха. Улучшая слуховые способности и развивая правое ухо ребёнка, можно заметить, как его голос начинает воспроизводить богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах.


Когда появляется слух

Ещё в начале своей карьеры Томатис утверждал, что зародыш, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Научные исследования подтвердили эту идею, которая в настоящий момент является непреложной истиной.

Ухо зародыша начинает полноценно функционировать в четыре с половиной месяца. Генри Труби (1) сообщает, что шестимесячный зародыш перемещает свое тело в ритм речи матери. Основываясь на исчерпывающем обзоре научной литературы, Томатис (2) заключил, что голос матери, не только служит эмоциональным питательным веществом для ребенка, но также и готовит его к приобретению языковых навыков после рождения.

По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые зародыш слышал в матке. По реакции детей и взрослых ясно, что использование голоса матери оказывает сильное воздействие: дети часто успокаиваются, как будто голос успокаивает их; они проявляют больше любви и привязанности, особенно, к матери. Приемные дети достигают лучшего контакта со своей приемной матерью. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.

Поскольку Томатис использует голос матери как часть терапевтического процесса, некоторые люди неверно заключили, что ответственность за трудности ребенка он перекладывает на мать. Это не отражает позицию Томатиса вообще. Использование голоса матери представляет собой терапевтический инструмент, посредством которого создается или восстанавливается связь между матерью и ребенком, который не развивался полноценно. Сотни исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что эта связь изначальна – основа персональной безопасности и начало взаимодействия с миром.

Используя голос матери, Томатис стремится привить ребенку желание повторно соединиться с матерью и услышать её голос, как впервые. Этому «психологическому» подходу должна сопутствовать конкретная работа, цель которой, – построить заново систему восприятия. Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что метод Томатиса предлагает чёткую систему для более гармоничного и совершенного развития.

Программа слушания

Обучение слушанию проводится с помощью использования звукового воздействия, которое генерируется при помощи специального электронного устройства. Чтобы изменить функцию слушания, интенсивное вмешательство требуется с самого начала. Первые 15 дней используется звуковая стимуляция, продолжительностью два часа в день. Последующие блоки обычно короче и проводятся с перерывом в один или два месяца. Активная работа с микрофоном применяется для того, чтобы помочь ребенку или взрослому научиться слушать свой собственный голос.


Это действительно работает?

Метод Томатиса прошел множество испытаний. Особенно эффективным он оказался при устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем. В своем критическом обзоре занятий, проводимых в Канаде, Стутт (3) заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q.(коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия, и способность устно выражать свои мысли и чувства (4, 5, 6, 7). Только недавно Тим Гилмор завершил метаанализ предыдущих исследований, подтверждая заключения Стутта.

Центр Томатиса в Торонто (Канада) изучал результаты «слуховой терапии» на более чем 400 детях и подростках. Все они показали хорошие результаты во время психологического и образовательного тестирования. В этом испытании 95% родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%

На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.

На протяжении нескольких лет метод Томатиса использовался в некоторых французских школах с фондами, распределенными министерством просвещения. Были выбраны дети с наиболее серьезными проблемами в обучении. Несмотря на то, что условия проведения программы в учебном учреждении далеки от идеала, результаты были достаточно успешными, поэтому многие родители и преподаватели настаивали на необходимости ежегодного проведения подобных программ.

В 1983 Де Бруто (8) провел ряд серьезных экспериментов, чтобы исследовать эффективность метода Томатиса в работе с людьми, отстающими в развитии. Тридцать человек из реабилитационного центра в Южной Африке, в возрасте от 4 до 14 лет, с предварительным диагнозом «отстающий в развитии», но способные сидеть и ходить, были произвольно разделены на три группы, которые прошли:

Группа A: слуховую стимуляцию (Томатиса) и сенсорную программу возбуждения.

Группа B: музыкальную стимуляцию (без эффекта Томатиса) и ту же самую сенсорную программу возбуждения.

Группа C: никакого воздействия.

Результаты показали, что в экспериментальных группах, А и В наблюдался рост умственных способностей, но изменения в группе, А были значительно выше, чем в группе B. В группе С не наблюдалось никаких изменений. Одним из позитивных изменений, зафиксированных в группе, А, было существенное сокращение непроизвольных (спонтанных) ответов и увеличение осознанных целенаправленных ответов.

В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса в работе с детьми, страдающими аутизмом. Доктор Джоан Рой посвятила целую работу исследованию этого вопроса. Вероятно, в ближайшее время она будет издана. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании (9), беспокойстве и депрессии (12).


Тестирование слушательских способностей

(From When Listening Comes Alive, by Paul Madaule, Moulin Publishing, 1994)

Мы не можем «увидеть» процесс слушания, мы можем проверить его только косвенно – через наличие или отсутствие навыков, которые связаны с ним тем или иным образом. Этот контрольный список предлагает каталог таких навыков и дает возможность вам самостоятельно оценить развитие слушательских навыков у себя, вашего ребенка или ваших студентов. В нем не имеется никакой оценочной шкалы. Если какие-то из перечисленных явлений имеют отношение к вам, они могут свидетельствовать о недостаточно развитых слушательских способностях.


История развития

Знание этих причин является чрезвычайно важным, поскольку может помочь своевременно выявить и предотвратить проблемы со слухом:


- патология беременности;
- тяжёлые роды;
- раннее отдаление от матери;
- задержка моторного развития;
- задержка развития языковых навыков;
- часто повторяющиеся инфекционные болезни уха.


Восприимчивое слушание

Это слушание, которое направлено вовне. Оно помогает нам воспринимать события окружающего мира, т.е. то, что происходит дома, на работе или в классной комнате:


- недостаток фиксации внимания;
- рассеянность;
- «нечувствительность» по отношению к определённым звукам;
- неверное истолкование вопросов;
- путаница слов, подобных по звучанию;
- потребность в частом повторении отдельных слов или фраз;
- неспособность выполнять последовательные команды.


Выразительное слушание

Это локальное слушание, которое мы используем для того, чтобы контролировать свой голос, когда мы говорим или поем:
«плоский» и монотонный голос;
прерывистая речь;
бедный словарный запас;
упрощенная структура предложения;
злоупотребление стереотипными выражениями;
неспособность правильно интонировать, пропевать мелодии;
путаница букв;
плохое понимание прочитанного материала;
затруднения при чтении вслух;
неспособность писать под диктовку.


Моторные навыки

Вестибюль, являющийся частью внутреннего уха, отвечает за равновесие, координацию и положение тела. Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем:


- плохая осанка;
- беспокойное поведение;
- неуклюжие, нескоординированные движения;
- слабое чувство ритма;
- корявый почерк;
- неорганизованность;
- путаница «левого» и «правого» пространства;
- слабое физическое развитие.


Уровень энергии

Ухо действует, как генератор, снабжая нас энергией, необходимой для полноценной жизни. Перечисленные явления могут указывать на проблемы со слушанием:


- трудности с пробуждением;
- усталость в конце дня;
- привычка откладывать на «потом»;
- гипердеятельность;
- тенденция к депрессии;
- чувство обременённости проблемами.


Поведенческая и социальная адаптация

Причинами нижеперечисленных проблем часто являются проблемы со слушанием:


- неуверенность в себе;
- застенчивость;
- отсутствие друзей;
- обособленность (тенденция избегать других);
- раздражительность;
- незрелость;
- отсутствие интереса к учебе/работе;
- отрицательное отношение к учебе/работе.


Чаще слушайте Моцарта

Представьте совершенно, казалось бы, невероятную для России ситуацию. Вы пришли на прием к терапевту по поводу, скажем, вегето-сосудистой дистонии. Проведя все необходимые обследования, врач вручает вам рецепт. Взглянув на него, вы оторопело переводите взгляд на врача.

«Моцарт» – бормочете вы. «Моцарт» – подтверждает врач. Собственно, в рецепте так и написано: «Моцарт. 2 раза в день по 1 часу».

«Бред какой-то», – скажете вы. Ничего подобного. Музыка испокон веков ценилась мудрыми врачами как целительное средство. В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно то же самое существует в Японии, в Индии. Однако потрясающий врачующий эффект музыки Моцарта открыт недавно и целиком ещё не объяснен. Пока что ясно одно: музыка Вольфганга Амадея Моцарта по своей целительной силе значительно превосходит все прочие музыкальные произведения. Послушайте одну из удивительных историй из жизни знаменитого французского актера Жерара Депардье, обошедшая в свое время многие западные издания.


Заика Депардье

Поклонники великого французского актера, конечно же, обратили внимание на удивительные вибрации его голоса. Однако известно, что в середине 60-х Жерар был абсолютно косноязычным молодым человеком, не способным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценкой и проблемами с получением образования. Единственное, что в ту пору несомненно отличало Депардье, – это страстное желание стать актером.

Наставник Депардье по актерскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целительного эффекта музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис определил, что причина голосовых срывов и проблем с памятью у Депардье лежит глубже его чисто физиологических трудностей – в эмоциональной сфере, и пообещал помочь ему. Депардье спросил, что будет входить в курс лечения: операция, лекарственные средства или психотерапия. Томатис ответил: «Я хочу, чтобы вы приходил ~ в лечебницу каждый день на два часа в течение нескольких недель и слушали Моцарта».

«Моцарта?» – переспросил озадаченный Депардье.
«Моцарта», – подтвердил Томатис.

Уже на следующий день Депардье пришел в центр Томатиса, чтобы надеть наушники и слушать музыку великого композитора. Через несколько «музыкальных процедур» он почувствовал значительное улучшение в своем состоянии. У него наладился аппетит и сон, он ощутил прилив энергии. Вскоре его речь приобрела большую отчетливость. Спустя несколько месяцев Депардье вернулся в актерскую школу по- новому уверенным в себе и, окончив её, стал одним из актеров, выразивших свое поколение.

«До Томатиса, – вспоминает Депардье, – я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Практика снова и снова убеждала Томатиса в том, что, какими бы ни были личные вкусы и отношение к композитору каждого конкретного слушателя, музыка Моцарта неизменно успокаивала пациента, улучшала его пространственное представление и позволяла более ясно выражать себя.


Почему музыка лечит?

Прежде давайте ответим на вопрос: а что такое звук? Конечно же, вибрация. О значении вибраций говорили ещё Митио и Авелин Куси на своих знаменитых лекциях по макробиотике, прочитанных в Париже в 1978 году. В частности, супруги указывали на очистительные способности вибраций, которые возникают при пении сочетания «АУ-М».

«Пойте это 5, 6, 7 раз подряд на продолжительном выдохе по нескольку раз в день. Данная вибрация не только очищает, но и устанавливает гармонию между всеми вашими внутренними органами. Затем таким же образом пропойте мантру „Су…“ Она устанавливает гармонию между вами и окружающим миром…». В 78-м подобные заявления супругов казались большинству бредом сивой кобылы. Однако сегодня взгляды круто изменились. Во многом заслуга здесь принадлежит швейцарскому врачу и инженеру Гансу Дженни, который объяснил и показал, как звуки могут воздействовать на предметы. Он проводил опыты с кристаллами, жидкими газами при участии электрических импульсов и вибраций и обнаружил, что именно звуковые вибрации создают незавершенные, постоянно меняющиеся геометрические фигуры.

Нетрудно представить себе, насколько заметно воздействие звука на клетки, органы и ткани живого организма. Вибрация звуков создает энергетические поля, производящие резонанс и движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем энергию, и она меняет ритм нашего дыхания, пульс, кровяное давление, напряжение мышц, температуру кожи и так далее. Открытия Дженни помогают понять, каким образом музыка меняет наше настроение, состояние и даже форму органов. Работы Линди Роджерс, музыканта и социолога из НьюЙорка, показали, что вибрация, – рождаемая музыкой, может оказывать и благотворное влияние на пациента, и негативное, если неправильно подобрана. Изучив, например, способность к восприятию музыки пациентов, находящихся под наркозом во время операции, она сделала вывод: «Мы никогда не перестаем слышать».

Почему именно Моцарт?

Но почему именно Моцарт? Почему не Бах, не Бетховен, не Битлз? Моцарт не создавал ошеломляющих эффектов, на которые был способен математический гений Баха. Его музыка не взметает волны эмоций подобно произведениям Бетховена. Она не расслабляет тело подобно народным мелодиям и не приводит его в движение под влиянием музыки «звезд» рока. Так в чем же тогда дело? Наверное, в том, что Моцарт остается и загадочным, и доступным. Его ум, очарование и простота делают нас мудрее.

Многим музыка Моцарта помогает обрести душевное равновесие. Если она восстанавливает энергетический баланс и гармонию в организме, то выполняет функцию, к которой стремятся все медицинские системы. Акупунктура, траволечение, диетология и прочие методы направлены именно на восстановление энергетического равновесия, которое мы и называем здоровьем. Музыка Моцарта, не слишком плавная, не слишком быстрая, не слишком тихая, не слишком громкая – по каким-то причинам «именно то, что надо».

Музыкальные ритмы, как известно, влияют на ритмы нервной системы, которые регулируют обширный биологический пейзаж внутри нашего организма. Нетрудно понять поэтому, как важна простота и ясность музыки Моцарта для наших эмоций и для всего организма в целом.

Можно уподобить эффект от музыки различных композиторов действию различных блюд, которые также оказывают влияние на нашу энергетику и физиологию и могут быть и благотворными, и вредоносными. Кстати, отметим, что деликатесы далеко не всегда оказываются самыми полезными блюдами. Иногда более простая пища гораздо больше устраивает нас в качестве ежедневной.

Точно так же обстоит дело и с музыкой. Её разнообразие дарит нам богатство ощущений, но лишь определенные формы упорядочивают и стабилизируют наши чувства. Томатис убежден, что музыка Моцарта не имеет себе равных по способности вносить гармонию в человеческую душу. Он использует Моцарта, так как его произведения очищают лучше, чем любая другая музыка. В случае с Депардье был выбран именно тот набор вибраций, в котором его организм нуждался более всего. По мнению Томатиса, произведения Моцарта представляют собой идеально сбалансированное музыкальное «блюдо», содержащее все необходимые компоненты.

Вольфганг Амадей Моцарт – ребенок, обладающий пророческим даром, писавший оперы, симфонии, концерты и сонаты для фортепиано, музыку для органа, кларнета и других инструментов прежде, чем ему исполнилось двенадцать лет, и, казалось, знавший, что ему суждено умереть молодым, оставил миру самые удивительные и гармоничные музыкальные вибрации, чью целительную силу ещё предстоит оценить нам и нашим потомкам.


Любопытные факты

…Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

…В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

…Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ».

Продуктивность дрожжей, используемых для приготовления традиционной рисовой водки, увеличивалась в 10 раз, если дрожжи «слушали» Моцарта. Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд ученых изучали влияние произведений Моцарта на умственный потенциал студентов и повышение их способности усваивать программный материал.

«Музыка Моцарта способна „отогреть“ мозг», – говорит один из исследователей. Он считает, что музыка Моцарта оказывает несомненно положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. После опубликования результатов этих исследований покупатели буквально смели с полок музыкальных магазинов произведения Моцарта. Однако определенными эффектами обладает не только музыка Моцарта.


Романтическая музыка

Подчеркивает экспрессию и чувство, часто включает в себя темы индивидуализма и мистицизма, помогает вызвать симпатию, сочувствие, любовь. Примерами романтических композиторов могут служить Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист.


Джаз, блюз, диксиленд, регги

Эти формы музыки и танца могут поднимать настроение и вдохновлять, помогать разрядить слишком глубокие чувства. Они приносят с собой остроумие и иронию и способствуют укреплению чувства общечеловеческого единства.


Рок-музыка

Артисты, подобные Элвису Пресли, Роллинг Стоунз, Майклу Джексону, могут пробуждать страсть, стимулировать активное движение, уменьшать напряжение, маскировать боль. Однако, если человек не в настроении слушать подобные звуки, то могут возникнуть напряжение, диссонанс, стресс и даже болевые ощущения.


Религиозная и священная музыка

Она дарит нам чувство покоя и духовной просветленности. Помогает также преодолевать и облегчать боль.

Как метод Томатис ускоряет изучение иностранных языков

25 марта 1957 французская Академия Наук слушала интригующую речь. Они услышали об открытиях молодого специалиста-отоларинголога Альфреда А. Томатиса. Он обнаружил законы, которые связывают процесс слушания и разговорную речь. Полученные им данные имеют большое практическое применение во многих областях, в том числе при изучении иностранных языков. Он обнаружил причину, из-за которой некоторым людям достаточно сложно изучить иностранный язык и свободно говорить на нем. И, что ещё более важно, он изобрел метод и оборудование, которые помогают преодолеть эту трудность.

Профессор Томатис неоднократно удостаивался различных наград за свои открытия. Среди прочих, он был награжден золотой медалью за Научное Исследование (Брюссель, 1958) и стал Рыцарем Здравоохранения Франции (1951) .

Профессор Томатис также был основателем Центров Томатиса во всем мире для того, чтобы постоянно увеличивающееся число людей могло воспользоваться достижениями его изобретений.

Оригинальность метода Томатиса состоит в том, чтобы «обучить» Ваши уши прежде, чем Вы начнете изучать язык. В результате Вы будете в состоянии изучить язык намного быстрее. Или, если Вы уже говорите на иностранном языке, этот метод значительно улучшит Ваше произношение, избавив Вас от акцента.

Эта статья поможет Вам разобраться в теории, на которой базируется метод, а также наглядно представит Вам, как этот метод работает на практике.


Открытие Томатиса

Настоящий эксперимент, проведенный профессором Томатисом, не имел никакого отношения к изучению языков. Это не было одним из тех серьезных и сложных испытаний, о которых часто пишут в научных изданиях. Фактически это был весьма забавный эксперимент. Профессор Томатис попросил, чтобы известный оперный певец исполнил одно из произведений из своего репертуара. В то время, как он пел, профессор Томатис закрыл его уши специальным устройством – акустическим фильтром, которое блокировало звук определенной частоты. В результате этого качество исполнения, которое до эксперимента было безупречным, сильно ухудшилось. Это произошло из-за того, что голос потерял звук, блокированный фильтром. Этот эксперимент, и многие другие, дали основание для выведения Первого Закона Томатиса:

«Вы не можете воспроизвести звук, который не можете услышать».

Вы можете спросить, в чем заключается связь между этим открытием и изучением иностранных языков. Для того, чтобы понять это, для начала исследуем некоторые из фундаментальных различий между языками.


Очарование языка

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему фортепиано так отличается от скрипки, даже если Вы играете одно и то же музыкальное произведение? Вы когда-нибудь замечали, что американский, на котором говорит, например, испанец, не похож на американский вообще?

В обоих случаях причина одна и та же. Сначала мы посмотрим, в чем же различие между фортепиано и скрипкой, и затем вернемся к языкам.

Когда Вы нажимаете на клавишу фортепиано, то производите определенный звук. Однако, в то же самое время, возникает несколько других тонов, называемых обертонами. Эти обертоны намного менее интенсивны, чем основной тон, так что Вы главным образом слышите основной тон. Когда Вы играете тот же самый основной тон на скрипке, образуется совершенно другой обертон. Поэтому, звучание скрипки так разительно отличается от звучания фортепиано.

Одна из причин, почему фортепиано и скрипка создают такие различные по своему звучанию обертоны, заключаются в том, что они имеют абсолютно разные размеры звуковоспроизводящей части. Фортепиано имеет большую, тяжелую звуковоспроизводящую часть, в то время как у скрипки она гораздо меньше, деликатней, если можно так выразиться. Из-за этого и формируются такие различные обертоны.

Теперь вернемся назад, к различиям между языками. Как и музыкальные инструменты, все языки используют те же самые основные тоны. Их диапазон располагается от 125 до 250 герц. Обертоны, однако, отличаются в зависимости от языка. Английский язык, например, при формировании обертонов использует много звуков высокой частоты, в пределах от 2000- 12000 герц. Если Вы будете слушать очень внимательно, то сможете их отличить от основного тона. Прислушайтесь ко всем звукам «S» (как в слове sessions) и к звукам «TH» (как в слове thanks). Во французском языке, с другой стороны, редко используются звуки такой высокой частоты. Например, «S» в конце французского слова почти никогда не звучит.

Вы можете спросить, почему английский и французский языки имеют различные обертоны. Чтобы понять, нужно провести аналогию с ранее рассмотренным нами случаем с фортепиано и скрипкой. Основные тоны производятся голосовыми связками. Затем эти тоны, проходя через ротовую полость, формируют те самые обертоны, то есть ротовая полость в данном случае играет роль «резонансного щита», поскольку ротовая полость разделена на две части языком. Как вы знаете, когда человек говорит на иностранном языке, артикуляция его в значительной степени различается, нежели бы он говорил на своем родном языке, и язык при этом располагается в ротовой полости совсем иначе. Таким образом, говоря на иностранном языке, мы с помощью языка строим в ротовой полости «резонансные щиты», отличающиеся от привычных нам, и, таким образом, воспроизводим другие обертоны. То есть, другими словами, именно положение языка в ротовой полости и создает это различие! Поэтому мы называем наш собственный язык «родным языком».

Основная мысль всего вышесказанного заключается в том, что в большинстве своем иностранные языки различаются именно набором обертонов.

Наши уши, постоянно слушая нас и тех, кто находится непосредственно рядом с нами, больше всего настроены к частотам нашего родного языка. Для частот иностранных языков мы, если можно так выразиться, глухи. И здесь обнаруживается связь с открытием профессора Томатиса: из-за того, что мы не можем «услышать» иностранные тоны и обертоны, мы не можем произносить их правильно. Хуже этого, они очень трудно даются нам для запоминания. Это была бы практически безнадежная ситуация, если бы открытие профессора Томатиса не позволило бы «научить» Ваши уши слышать тоны и обертоны иностранных языков.

«Обучая» сначала Ваши уши, Вы можете значительно сократить время, требуемое для изучения иностранного языка. Как только ваши уши будут «обучены», Вы будете в состоянии услышать новый язык правильно. Поэтому, Вы будете в состоянии запоминать слова гораздо быстрее, а также значительно улучшить их произношение.


Фитнесс для ушей: теория

Теперь попробуем объяснить, каким образом Ваши уши могут быть обучены для восприятия тонов, присущих иностранным языкам. Но перед этим Вы должны знать, почему хо не может услышать определенные тоны. Это происходит потому, что две крошечные мышцы среднего уха, мышца, напрягающая молоточек и мышца, напрягающая стремя, не готовы сосредоточиться на звуках, редко используемых в нашем родном языке. Задача метода состоит в том, чтобы «научить» работать эти мышцы с этими звуками.

Профессор Томатис изобрел уникальный способ, помогающий достигнуть этого. В упрощенном варианте это можно представить следующим образом: Вы слушаете звук такой частоты, который объективно слышите плохо или не слышите вовсе. Этот звук непрерывно включается и выключается, при этом происходит соответственно напряжение и расслабление мышц среднего уха. В результате мышцы становятся «тренированными» на звук определенной частоты, и Вы начинаете слышать звук, который ранее не воспринимали. При этом Вы не будете физически ощущать работу мышц среднего уха. Это настолько деликатный процесс, что Вы можете не беспокоиться, это эти маленькие мышцы «перетренируются», и, конечно же, это не изменит Вас как личность, напротив, откроет перед Вами новые возможности для самосовершенствования.


Фитнесс для ушей: практика

Теперь посмотрим, как это работает на практике. Сначала проводится аудиотестирование, которое определяет, звуки каких частот Вы слышите хорошо, а какие не очень или вовсе не слышите. Аудиотестирование в среднем занимает 30 минут. При этом врач, проводящий эту процедуру, видит «проблемные зоны», и в соответствии с этим составляет для Вас индивидуальную программу прослушивания.

Далее Вы будете слушать специально для Вас подобранную музыку. Особенность этой музыки заключается в том, что звуки тех частот, которые Вы слышали хорошо, отфильтровываются посредством специального аппарата. В результате в записи остаются звуки тех частот, которые Вы плохо слышали или не слышали при аудиотестировании. Аппарат, который фильтрует звуки – это изобретенное А. Томатисом «электронное ухо». Этот аппарат фильтрует для Вас звуки «проблемной зоны», и подает их Вам посредством наушников в режиме включение-выключение. В результате Вы слышите довольно необычную, но приятную музыку. Прослушивание длится около двух часов, в это время Вы можете спать, вязать, играть в шахматы, просто расслабляться.


Особенности слога

Иностранные языки не только отличаются по частотам, которые они используют, но и по длине слогов. Правильное их произношение в структуре времени – один из наиболее важных факторов для изучения иностранной речи. В среднем требуется 75 миллисекунд, чтобы произнести американский слог, что значительно больше, чем время для французского слога (50 миллисекунд). Из этого следует, что, если Вы хотите изучить французский язык, Вам нужно учиться произносить слоги быстрее, а, согласно Томатису, в Ваши уши должны реагировать быстрее. Все это достигается посредством данного метода.


Лингвистическое возрождение

Иностранный язык – это намного больше, чем просто новые слова. Мы также должны научиться, в каких случаях употреблять те или иные слова, что нужно выделить особенно, в каком ритме говорить и т.д. Все это называется структурой языка. Профессором Томатисом также был разработан метод, который помогает освоить структуру языка намного быстрее.

Выше мы уже говорили о выражении «родной язык», подчеркивая важность слова «язык». Давно известно, что структура нашего родного языка закладывается в нас ещё в утробе матери – в течение последних пяти месяцев мы слышим её голос. Хотя ребенок внутриутробно слышит голос своей матери несколько другим, чем в реальности. Все дело в том, что голос матери проходит к ребенку через околоплодные воды, которые играют роль звукового фильтра. Этот фильтр позволяет пройти только звукам высокой частоты – более 8 тыс. Гц., которые и формируют в нас ту самую структуру «родного языка».

Используя метод Томатис, мы можем моделировать этот процесс: Вы слушаете текст на иностранном языке, пропущенный через 8000-герцевый фильтр. В результате Вы слышите такой текст, который подражает тому, что Вы бы услышали внутриутробно. После нескольких часов прослушивания постепенно добавляются тоны более низких частот, т.о. происходит «рождение» нового языка, в последующем Вы будете воспринимать его, как заложенный в Вас внутриутробно.

После этого наступает новый этап в обучении – повторение слов, а затем предложений за учителем. Далее Вы будете учиться управлять своим произношением и интонацией. Как наиболее эффективно управлять своим голосом – предмет обсуждения в следующей главе.


Ведущее ухо

Все мы знаем, что существуют люди с доминирующей правой рукой, а есть – с левой. Но немногие знают, что все мы так же имеем и доминирующее ухо. Некоторые из нас слышат главным образом правым ухом, другие же преимущественно левым. Профессор Томатис обнаружил, что лучше воспринимают информацию, лучше адаптированы именно «правоухие». Особенно предпочтительнее иметь правое доминирующее ухо, если Вы хотите изучать иностранные языки. Дело в том, что правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, где располагается центр речи, языковых способностей. Если же вы больше слушаете левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а затем в левое полушарие, что требует значительно больше времени. Кроме этого, пройдя такой сложный маршрут, звуки немного искажаются, особенно звуки высокой частоты. Метод Томатис позволяет любому человеку сделать правое ухо доминирующим. Это происходит следующим образом: во время начального этапа обучения, когда Вы просто слушаете музыку, аппарат «электронное ухо» заставляет Ваше правое ухо работать более интенсивно. Затем, когда Вы повторяете слова и предложения за учителем, посредством того же аппарата Вы слышите свой голос больше правым ухом. Создается петля обратной связи, благодаря которой Вы учитесь управлять своим голосом. Постепенно и без воздействия аппарата Вы начинаете Больше слышать правым ухом, то есть оно становится доминирующим.


Эксперимент кумен: доказательство

В 1976 г. Эффективность метода Томатиса была проверена в школе в Кумен, Бельгия. Для исследования были взяты 30 студентов средней школы, их разделили на 2 группы. Все студенты были примерно одного уровня «слушающих» способностей, который был определен посредством аудиометрии. Все они говорили на французском языке, и никто из них не знал английского языка. Первой группе преподавали английский язык по обычной программе средней школы в течение полного учебного года. Другая группа обучалась по обычной программе средней школы в течение 6 месяцев и одновременно по методу Томатиса в течение 3 месяцев. В конце учебного года, все студенты были проверены независимым преподавателем на понимание разговорной английской речи, а также на произношение. Группа, занимавшаяся по методу Томатиса, явно выигрывала на фоне группы, которая осваивала язык по обычной школьной программе. После школьных каникул, эти две группы были проверены снова, и это различие стало ещё более явным. Группа Томатиса сохранила те знания, которые приобрела в течение учебного года, в то время как группа, обучающаяся по обычной программе, забыла многое из того, что выучила. Результаты этого исследования доказывают правильность метода Томатис. С тех пор, множество людей во всем мире извлекают выгоду из метода обучения иностранным языкам, разработанного Томатисом.

Неожиданным открытием для самих испытуемых стало то, что 83% почувствовали, что им стало проще общаться с другими людьми, от этого улучшились их профессиональные качества, появилась мотивация больше и лучше работать.

В нашем сегодняшнем мире знание иностранного языка дает вам значительное преимущество перед вашими конкурентами. И, конечно, метод Томатиса может использовать любой человек, который хочет в полной мере насладиться удовольствием общения, путешествуя в других странах.
Аватара пользователя
Модератор
Модератор
Участий в закупках: 393
Организованных закупок: 21
Сообщения: 4870
Пункты репутации: 206
Зарегистрирован: 17 дек 2012 21:35
Откуда: г. Красноярск
Благодарил (а): 199 раз. Поблагодарили: 451 раз.
Медали: 5

Участвуйте в жизни форума! Станьте спонсором конкурса!

Изображение
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Перейти: